Цвета в геральдике и их значение: что обозначают и как расшифровываются

Герб семьи цвета что обозначает

Все цвета в геральдике разделяются на эмали (финифти) и металлы

К эмалям относят:

Красный (червлень) – символ храбрости, мужества, решительности.
Синий (лазурь) – символ красоты, величия.
Зелёный (зелень) – символ надежды, изобилия.
Чёрный (чернь) – символ печали, смирения, благоразумия.

К металлам относят:

Жёлтый (золотой) цвет – символ богатства, справедливости, великодушия.
Серебряный (белый) цвет – символ чистоты, невинности.

Стоит отметить, что оттенки цветов решающего значения не имеют. «Художник волен изображать цвет в соответствии со своими возможностями, используя близкие ему приёмы и эстетические представления. В разные времена один и тот же герб мог изображаться в самых разных оттенках одних и тех же цветов и поэтому выглядеть очень по-разному.

Также естественный или натуральный цвет передают в тенями, тонкими чёрточками.

Воду можно передать короткими горизонтальными чёрточками. Земля может быть обозначена пересекающимися вертикальными и горизонтальными линиями, ещё раз пересечёнными слева линиями.

В английской геральдической традиции выделяют ещё четрые дополнительных цвета-эмали, вышедших из употребления:багрово-пурпурный (murrey), темно-кровяной (sanguine), красно-буро-пурпурный (теппе), оранжевый (orange).

Также в английской геральдике использовались другие цвета, которые не относились ни к эмалям ни к металлам:

Небесно-голубой (bleuceleste), коричневый (brunatre), пепельный (cedree), розовый (rose). Такие цвета в первую очередь использовались на гербах благородных родов, чтобы выделить их значимость, подчеркнуть величие.

Так, в западноевропейской геральдике, если фигура окрашена в натуральный цвет, применяют термин – «proper», что в переводе означает: «собственный».

Источник

Х. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗРАБОТКИ НОВЫХ ГЕРБОВ

56. Разработке нового герба должно предшествовать принятие принципиального решения о концепции, на основе которой будет разработан герб. Основных концептуальных решений может быть три:
— создать герб путем модификации старинного герба (для тех муниципальных образований, которые имеют на это право);
— создать герб по «гласному» принципу, поместив в нем фигуры, отвечающие названию владельца;
— создать герб посредством выражения в нем уникальных и характерных особенностей владельца.

57. Прекрасно, если герб отражает местную историю, топографию, достопримечательности или же стремления жителей города (района, области и т.д.). Но не стоит превращать герб в «краткий путеводитель» и пытаться отразить в нем все локальные особенности. Во-первых, отразить все особенности вряд ли удастся. Во-вторых, герб создается на века, а такие местные черты, как, например, структура производства, могут радикально измениться уже через несколько лет. В-третьих, есть риск создать перегруженную композицию, не поддающуюся прочтению.

58. Один из классических способов создания герба — принятие изображения, перекликающегося с названием, именем обладателя герба (орел в гербе г. Орла, горох — в гербе г. Гороховца, ворон — в гербе г. Грайоворона, козел — в гербе г. Козлов, старая женщина — в гербе г. Старицы и т.д.); такие гербы называются гласными. При этом изображение может и не отражать действительное происхождение названия, достаточно созвучия. Так, например, город Великие Луки получил свое название из-за речных излучин, а в его гербе помещены три лука. Гласный герб может отражать старое, впоследствии отмененное название города или местности; в нем могут быть обыграны различные диалектные или профессиональные термины и т.п.

59. Нет необходимости ограничиваться узким кругом «самых геральдических» знаков. Чиж, улитка или головастик в принципе не менее геральдичны, чем лев или орел; крапива или незабудка приемлемы наравне с розой, лавром или хлебным снопом. В геральдике существует, кроме того, обширная практика употребления фантастических фигур — как глубоко традиционных (грифон, феникс, кентавр, мантикора и т.п.), так и изобретаемых заново или переносимых в геральдику из фольклора, народного искусства и т.д. (гербы Иркутска и Иркутской области, Удмуртии, Коми и другие). Все это расширяет возможности герботворчества.

В то же время существуют ограничения, определяющие, какие фигуры не должны включаться в герб. Об этих ограничениях см. в главе VII настоящего раздела.

60. Создание герба посредством модификации старинного герба может вестись разнообразными путями, например: изменением расцветки полей и фигур герба; изменением разворота фигур в гербе; добавлением в старинный герб новых фигур и участков поля; увеличением (уменьшением) количества повторяющихся фигур в гербе и т.д. Существуют специальные фигуры, употребляемые в гербах, являющихся «производными»; это так называемый турнирный воротник (именуемый в старых описаниях титлом), кайма, перевязь (особенно узкая). Новый герб может быть образован добавлением такой фигуры (бризуры) к старому гербу.

61. Если при создании герба невозможно ни опереться на историческое основание, ни использовать гласный принцип, то необходимо провести краеведческое изыскание, в ходе которого определить те наиболее характерные, исконно присущие, либо иначе персонифицирующие муниципальное образование черты, которые следует отразить в гербе, и только затем приступать к выражению их геральдическими средствами.

С этим читают

Что означают цвета на флаге РФ

В настоящее время не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации.

Существует множество толкований. В основном флаг расшифровывается следующим образом:

  1. белый цвет означает откровенность и благородство (небесный цвет, над небом);
  2. синий обозначает честность, верность, целомудрие и безупречность;
  3. красный — смелость, мужество, любовь и великодушие.

Существует также толкование, что цвета флага указывали на исторические области Российской Империи:

  • Белой Руси (белый);
  • Малой Руси (синий);
  • Великой Руси (красный).

Существует также дореволюционная трактовка цветов Российского герба:

  1. белый символизировал свободу
  2. синий указывал, что Русь находится под покровом Богородицы;
  3. красный указывал на державность.

Герб мог олицетворять триединство православной церкви, царской власти и народа:

  • белый символизировал православную веру;
  • синий цвет являлся символом царской власти;
  • красный олицетворял русский народ.

Триединство отразилось в политическом принципе «самодержавие, православие, народность» и в призыве «За Веру, Царя и Отечество!».

Литература

  • Арсеньев Ю. В. Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907—1908 году. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2001. — 384 с. — ISBN 5-275-00257-2.
  • Гербы личные, семейные и родовые (к вопросу о практике применения в современной России): В 3 частях / Составители: Д. В. Рушнин, М. Н. Затинин. — М., 2017. Часть 1: А-И. — 123 с.: ил.
  • Левандовский А. П. В мире геральдики. — М.: Вече, 2008. — 218 c. — ISBN 978-5-9533-2817-3.
  • Лукомский В. К., Типольт Н. А. Русская геральдика. — П., 1913.
  • Медведев М. Ю. Геральдика или истинная наука о гербах. — М.: Гербы и флаги, 2008. — 144 с. — ISBN 978-5-7034-0222-1.
  • Пастуро М. Геральдика / пер. с фр. А. Кавтаскина. — М.: Астрель: АСТ, 2003. — 144 с. — ISBN 5-17-019779-9.
  • Пастуро М. Символическая история европейского средневековья. — СПб.: Alexandria, 2012. — 448 с. — ISBN 978-5-903445-21-9.
  • Слейтер С. Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия / пер. с англ. И. Жилинской. — 2-е изд. — М.: ЭКСМО, 2005. — 264 c. — ISBN 5-699-13484-0.
  • Фрайер С., Фергюсон Д. Геральдика. Гербы — Символы — Фигуры / пер. с англ. М. Б. Борисова. М.: АСТ: Астрель, — 2009. — 208 с. — ISBN 978-5-17-061418-9.
  • Щелоков А. А. Увлекательная геральдика. — М.: ЭКСМО, 2006. — 352 c. — ISBN 5-699-18634-4.

Герб РФ что это такое и как он выглядит

Символ представляет собой красный щит, у которого закругленные углы снизу и заострение по центру. Оно похоже на стрелку, указывающую направление.

На фоне изображен золотой орел с двумя головами. Они увенчаны небольшими коронами. Данные короны соединены лентами и объединены большим по размеру символом власти.

В лапах птица держит скипетр и державу – древние знаки государственной силы.

На груди изображен еще один небольшой щит. Его содержание следующее:

  • на красном фоне нарисован белый всадник и конь,
  • у всадника развивается синий плащ,
  • в руках наездник держит серебряное копье,
  • острие направлено на черного дракона, которого топчет конь.

Герб иногда изображают и без красного щитка в качестве фона. Допустимы публикации в черно-белых тонах. Окончательный цветной образ был принят федеральным конституционным законом в 2000 году.

Герб России: описание и основные элементы

Государственный герб России представляет собой щит красного (червлёного) цвета, на котором находится изображение золотого двуглавого орла, расправляющего крылья. Каждую из голов птицы венчает малая корона, сверху над которыми расположена большая корона. Все они соединяются лентой. Это знак суверенитета Российской Федерации.

В одной лапе орел держит скипетр, а в другой – державу, что символизирует единство страны и государственную власть. В центральной части герба, на груди орла, находится красный щит с серебряным (белым) всадником, который пронзает копьем дракона. Это древнейший геральдический символ российских земель – так называемый ездец, – который стал изображаться на печатях и монетах еще с XIII века. Он символизирует победу светлого начала над злом, воина-защитника Отчизны, который с древнейших времен особо почитался в России.

Вихри революции и новейшее время

Февральская революция перевернула все устои Российского государства. Обществу нужны были новые символы, не связанные с ненавистным самодержавием. В сентябре 1917 года была создана специальная комиссия, в состав которой вошли самые именитые знатоки геральдики. Считая, что вопрос нового герба в первую очередь политический, они предложили временно, до созыва Учредительного собрания, пользоваться двуглавым орлом периода Ивана III, убрав любую царскую символику.

В 1993 году президентским указом двуглавый орел вновь стал главным государственным символом России. В 2000 году парламент принял соответствующий закон относительно герба, в котором его облик был уточнен.

Российский державный орел: полет сквозь столетия

Как уже было сказано выше, двуглавый орел стал официальным российским символом при Иване III. Первым свидетельством его использования, которое дошло до наших дней, стала царская печать, скрепившая меновую грамоту в 1497 году. Примерно в это же время орел появился на стенах Грановитой палаты Кремля.

Двуглавый орел того времени сильно отличался от своих позднейших «модификаций». Лапы его были раскрыты, или, переводя с языка геральдики, в них ничего не было – скипетр и держава появились позже.

Считается, что размещение всадника на груди орла связано с существованием двух царских печатей – Большой и Малой. У последней на одной стороне был помещен двуглавый орел, а на другой – ездец. Большая же царская печать имела только одну сторону, и чтобы разместить на ней оба государственных их просто решили совместить. Впервые такая композиция встречается на печатях Ивана Грозного. В это же время над головой орла появляется корона с крестом.

Дизайном российского государственного герба занимался даже Лжедмитрий I. Он развернул всадника в другую сторону, что больше соответствовало геральдическим традициям, принятым в Европе. Однако после его свержения от этих нововведений отказались. Кстати, и все последующие самозванцы с удовольствием пользовались двуглавым орлом, не пытаясь заменить его чем-либо другим.

После окончания Смутного времени и воцарения династии Романовых в герб были внесены изменения. Орел стал более агрессивным, атакующим – он расправил крылья и приоткрыл клювы. При первом государе из династии Романовых, Михаиле Федоровиче, российский орел впервые получил скипетр и державу, хотя их изображение еще не стало обязательным.

В период правления Алексея Михайловича орел впервые получает три короны, которые символизируют три новых недавно завоеванных царства – Казанское, Астраханское и Сибирское, а скипетр и держава становятся обязательными. В 1667 году появляется первое официальное описание государственного герба («Указ о гербе»).

В царствование Петра I орел становится черным, а его лапы, глаза, язык и клюв – золотыми. Также меняется форма корон, они получают характерный «имперский» вид. Дракон стал черным, а Георгий Победоносец – серебряным. Подобная цветовая гамма останется неизменной вплоть до революции 1917 года.

Любящий порядок Николай I занялся стандартизацией государственной символики. При нем было официально утверждено два государственных герба: стандартный и упрощенный. Ранее в изображениях главного державного символа нередко допускались непозволительные вольности. Птица могла держать в лапах не только скипетр и державу, но и различные венки, факелы, молнии. По-разному изображались и ее крылья.

В середине XIX века император Александр II провел большую геральдическую реформу, которая коснулась не только герба, но и имперского флага. Руководил ею барон Б. Кене. В 1856 году был утвержден новый малый герб, а через год реформа была завершена – появился средний и большой государственные гербы. После нее внешний вид орла несколько изменился, он стал больше походить на своего германского «собрата». Но, главное, теперь Георгий Победоносец стал смотреть в другую сторону, что больше соответствовало европейским геральдическим канонам. На крылья орла поместили восемь щитов с гербами земель и княжеств, входящих в состав империи.

Имперский флаг в Советском Союзе и новой России

Февральская революция положила конец официальному использованию имперского флага. В советский период им пользовались различные белоэмигрантские организации монархического толка. В России имперский флаг стал опять появляться только в конце 80-х годов, перед самым развалом СССР.

Никакого определенного статуса у имперского флага нет и сегодня, хотя призывы к этому раздавались неоднократно. В настоящее время он в большом почете у националистов, монархистов, футбольных фанов. Весьма терпимо относится к нему и российская церковь. Имперский флаг используют даже родноверы (неоязычники), правда, в его центр они помещают не орла, а коловрат.

Были и официальные обращения по поводу статуса имперского флага. В 2014 году с призывом признать его историческим символом России к Государственной думе обратилось заксобрание Санкт-Петербурга.

Споры относительно возможного государственного статуса имперского флага продолжаются и в наши дни, но их накалу далеко до начала 90-х. Активнее всего против символики дома Романовых выступают коммунисты и другие левые силы, что, собственно говоря, и неудивительно.

V. Общие замечания

24. Правильность герба определяется не только тем, как он выглядит, но и тем, как он употребляется. Поэтому нормативный акт (Закон, Положение и т.д.) о гербе, как и сам герб, еще на стадии проекта должен пройти экспертизу в Геральдическом совете при Президенте РФ — это обеспечит соблюдение всех норм.

25. Никакие консультации, «регистрации» и т.п. в каких-либо общественных коллегиях, центрах и иных подобных организациях или же в государственных органах, не имеющих соответствующих полномочий, не могут заменять согласование, экспертизу и регистрацию герба (а равно и иного официального символа) в Геральдическом совете.
Точно так же экспертизу не заменяет использование настоящих методических рекомендаций, в которых удалось коснуться нескольких важнейших тем.

Распространение

Герцог Рене II Лотарингский. Миниатюра из рукописи Пьера де Бларру. 1500 г.

В скором времени после зарождения геральдики она распространилась на всё средневековое общество. Хотя первоначально гербы использовали только крупные сеньоры, уже к 1180 году, а, возможно, и ранее они стали использоваться знатными дамами, в конце века появились первые городские гербы, к 1200 году появляются гербы духовных лиц, ещё до 1220 года — патрициев и буржуа, к 1230 году — ремесленников, в 1240 году — цехов, в конце века — гражданских и монашеских общин. В Нормандии, Фландрии и Южной Англии ранняя геральдика получила наибольшее распространение — здесь гербами владели даже некоторые крестьяне. К XIV веку церковь, ранее относившаяся к гербам с подозрением, становится одним из центров геральдического творчества. Гербы можно увидеть на церковных стенах, плитах, витражах, потолках, церковной утвари и одежде священнослужителей.

Существенную роль в распространении геральдики вне среды рыцарства сыграли печати, которые ставились или привешивались почти ко всем документам. На большинстве печатей использовались те же изображения, что и в гербах, с той лишь разницей, что они вписывались в поле самой печати. Сеньоры и рыцари, кроме украшения гербами своих щитов, стали наносить гербовые изображения на другие детали амуниции, знамёна, попоны и вальтрапы лошадей.

Огромное влияние на распространение геральдики сыграла практика проведения рыцарских турниров, бывших основой геральдического действа среди аристократов вплоть до, по крайней мере, XVI века. Обычно непосредственно турниру предшествовала продолжительная демонстрация гербов и гербовой атрибутики. Участвующих в турнире рыцарей представляли глашатаи — герольды, от названия которых в XIX веке и произошло название науки о гербах. Оглашение герба выступающего на турнире рыцаря привело к становлению специального геральдического языка, характеризующегося чёткостью и однозначностью формулировок, а также определённой поэтичностью. Гербы участников турнира демонстрировались присутствующим двумя мужчинами или мальчиками, наряженными в костюмы ангелов, чудищ или дикарей. От подобной практики впоследствии произошёл такой почётный элемент герба, как щитодержатели.

Примерно с конца XII века гербы стали приписывать и фантастическим персонажам, а также реальным людям, никогда гербы не носившим. Например, были сочинены гербы для Адама, Христа, ветхозаветных пророков, деятелей эпохи античности и многих других.

Геральдика возникла практически одновременно сразу в нескольких регионах Западной Европы: в области между Луарой и Рейном, в Южной Англии, в Швейцарии и в Северной Италии — и очень скоро распространилась практически по всему континенту. Начиная с XVIII века европейская традиция эмблематики начинает проникать за пределы Европы — вместе с европейскими переселенцами она попадает в Новый Свет, а затем в Азию, Африку и Австралию.

Вплоть до середины XVII века интерес к геральдике всё возрастал, а практика использования гербов продолжала шириться. С середины XVIII века интерес к геральдике снижается, особенно во Франции и Англии. Мишель Пастуро объясняет это тем, что конкуренцию гербам в качестве опознавательного знака составили новые эмблематические формы — монограммы, криптонимы, значки и девизы. Во время первой французской революции новое правительство в 1790 году вообще запретило гербы как «знаки феодальности», хотя большинство гербов принадлежало вовсе не знатным лицам. Во Франции обычай ношения гербов был восстановлен в 1808 году Наполеоном I вместе со введением новой геральдической системы, которая была ликвидирована сразу же после реставрации Бурбонов. В XIX веке наметился ещё более глубокий спад, продолжившийся и в следующем столетии.

Основная статья: Русская геральдика

В России геральдика была заимствована из Западной Европы при непосредственном влиянии польской геральдики во второй половине XVII века. Первые сочинения представляли собой собрания гербов («Титулярник», 1672 год). В 1705 году по указу императора Петра I в Амстердаме была напечатана книга «Символы и эмблемата», содержащая более 800 образцов и послужившая впоследствии примером для создания многих российских гербов. В 1722 году была создана Герольдия, в 1726 году при Петербургской Академии наук была учреждена кафедра геральдики. С 1797 года составлялся «Общий гербовник дворянских родов Российской империи», включающий около 5000 гербов. В советское время гербоведение пришло в упадок, последствия которого далеко не исчерпаны и на начало XXI века.

Насадки для рыбалки

II. Право на герб

1. Правом на герб обладают субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Согласно российской традиции, город может иметь герб, даже не будучи отдельным муниципальным образованием. Но в принципе право на этот герб принадлежит не самому городу, а муниципальному образованию, к которому этот город относится. Органы самоуправления этого муниципального образования могут вводить или не вводить герб в использование, по своему усмотрению регулировать его употребление и т.д.

Населенные пункты, не являющиеся отдельными муниципальными образованиями (…), претендовать на герб не могут. Органы местного самоуправления вправе вводить для таких населенных пунктов административные эмблемы, разработка которых выходит за пределы рассматриваемых здесь проблем.

Особые регионы, образуемые федеральными Законами и Указами, также могут иметь гербы; но вопрос о таковых должен каждый раз рассматриваться в индивидуальном порядке.

2. Городские гербы, утвержденные в законодательном порядке до 1917 года, остаются в силе как не отменявшиеся в законодательном порядке ни в годы революции, ни позднее. 

Поэтому правильнее говорить не о возрождении или восстановлении исторического герба города, а о восстановлении его употребления или об обращении к историческому гербу. Переименование города не лишает его права на исторический герб.

Право на исторический городской герб сохраняется за городом, если он является муниципальным образованием. Если же он входит в качестве составной части в более крупное муниципальное образование (район и т.п.), то право на использование исторического герба переходит к этому образованию.

В отличие от городских, исторические гербы губерний, областей, уездов и округов, существовавших до революции, были «автоматически» отменены реформой территориально-административного устройства России, проведенной в 1928-1929 годах, и сегодняшние территории не являются прямыми обладателями этой старинной символики. Однако они вправе — в качестве территориальных и моральных преемников — воспользоваться историческими территориальными гербами при создании собственных. Некоторые элементы при этом неизбежно должны отсеяться, но «знаковое ядро» сохранится.

Обращаясь к исторической символике, необходимо учитывать одушевлявшую их геральдико-правовую логику, выразившуюся в нормах дореволюционного законодательства о земельных и городских гербах (прежде всего — Указ 1857 года об их упорядочении). Основные трудности, возникающие при приложении этих норм к сегодняшней действительности, рассмотрены ниже (см. раздел 23 и др.).

3. В случае слияния муниципальных образований, уже имеющих гербы, возможно: 

3.1. создание нового герба с использованием или без использо-вания элементов существовавших ранее гербов;

3.2. соединение гербов в один составной; 

3.3. принятие герба одного из муниципалитетов в качестве общего.

Реверс

Немногим известно, что американская печать, словно монета, 2-сторонняя. На реверсе изображена усеченная 13-ярусная пирамида, увенчанная сияющим треугольником, в центре которого расположен раскрытый глаз. Пирамида и «Око Провидения» считаются старинными масонскими символами. Выше размещена надпись: «Оно благосклонно к нашим начинаниям». На 1-м ярусе выгравированы римские цифры, означающие год провозглашения независимости от Англии – 1776. Внизу расположен свиток с лозунгом: «Новый порядок навеки».

Реверс порой именуют духовной стороной печати. Кстати, его можно увидеть лишь на банкноте достоинством в $1.

Основные понятия

Основная статья: Глоссарий геральдических терминов

  • Герб — эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, с изображением символов его владельца (человека, сословие, род, город, страну и т. п.):

    • гласный герб — прямо указывает на фамилию владельца или название города;
    • полугласный герб — с отдалённым, относительным согласованием между именем города и эмблемами щита.
  • Геральдический щит — основа любого герба; стилизованный щит с гербовыми фигурами на лицевой поверхности (в гербовом поле). Одна из распространённых форм — французский щит.
  • Геральдический язык — язык описания герба, процесс описания называют блазонированием, а само описание — блазоном.
  • Герольд — распорядитель рыцарских турниров, ведавший составлением гербов и родословий.
Оформление щита
  • Деление щита — разделение поля щита на различно окрашенные части посредством прямых или фигурных линий.
  • Гербовые фигуры — все фигуры (не деления), размещённые в щите герба:

    • геральдические — основные фигуры; бывают почётные (например, глава, пояс, столб) и простые (ромб, круг и т. д.);
    • негеральдические — все фигуры, не относящиеся к геральдическим, разделяются на естественные (лев, орёл и т. д.), фантастические (дракон, ангел и т. д.) и искусственные (меч, подкова и т. д.).
  • Бризуры — отличительные геральдические знаки младшего поколения.
  • Знаки отмены — включаемые по приговору для обозначения бесчестного поступка.

IV. СИМВОЛИКА ГЕРБА

5. Назначение герба, заключающееся в обозначении своего владельца, делает второстепенным вопрос о символическом содержании герба, толковании значения использованных в нем цветов, фигур и их сочетаний. Российской и мировой практике известно огромное количество гербов, смысловое значение которых давно забыто, а также гербов, чье смысловое значение известно, но оно не отвечает современным характерным особенностям владельца. Однако эти гербы продолжают активно использоваться, в полной мере отвечают своему назначению и успешно исполняют свои функции.
__________
Например: неизвестно, что означают сокол в гербе г. Суздаль Владимирской области, стропила в гербе г. Арзамас Нижегородской области, палицы в гербе г. Алексин Тульской области и т.д.
Например: в герб г. Сызрань Самарской области, составленный в XVIII веке, внесен бык в знак высоких достоинств породы местных быков и обилия этого скота, но активное разведение быков прекратилось, а порода была утрачена уже в середине XIX в.; в гербе г. Луга Ленинградской области (составлен в XVIII в.) изображен лосось в знак обилия этой рыбы в протекающей через город реке Луга, но лосось не водится в данной реке с начала 1870-х гг.; в гербе г. Слободской Кировской области (составлен в XVIII в.) изображены рыболовные верши (корзины-ловушки) в знак преобладавшего в XVIII в. в городе и его окрестностях способа рыбной ловли, а практическое употребление вершей прекратилось в начале ХХ в. и т.д.

Геральдика не знает единой системы толкования гербов, за геральдическими цветами и фигурами не закреплены определенные смысловые значения. Одна и та же фигура, использованная в разных гербах, может иметь совершенно разные смысловые толкования.
__________
Например: изображение лука использовалось в гербах городов Козьмодемьянск и Курмыш в знак того, что жители окрестностей этих городов во время составления гербов еще активно использовали луки и применяли их с большим искусством; в гербе города Александровск тот же лук обозначал Крымское ханство и его завоевание Россией, а в герб города Великие Луки изображение луков внесено в результате курьеза: составители герба сочли, что слово «Луки» в названии города обозначает оружие и в соответствии с названием поместили в герб лук-оружие, в то время как название «Великие Луки» образовано от больших излучин, которые в окрестностях города делает река Великая, и, таким образом, можно считать, что в гербе Великих Лук изображение луков символизирует речные излучины.

Единственно правильным толкованием символики герба является то, которое дают составители герба и (или) которое фиксируется правовыми актами, учреждающими герб. Однако с течением времени и это толкование может забыться, герб же – останется.

Необходимо также помнить, что не богатое и пышное наполнение, не глубокий символический смысл определяют узнаваемость герба и почтительное отношение к нему. Узнаваемость герба обеспечивается четкостью, ясностью и грамотностью составления его композиции. А уважение к гербу определяется репутацией владельца герба. История знает множество гербов, возникновение которых было случайным или курьезным, символика – надуманной, навязанной или даже унизительной; но со временем такие гербы нередко приживались и становились объектом любви, гордости и признания, поскольку на них переносилась репутация, доброе имя соответствующих городов и территорий (если же нет доброго имени, не поможет самый затейливый герб).

Геральдическая флора

Растения в геральдике значение имеют ничуть не меньшее, нежели животные образы. Использование различных растений в геральдике имеет длительную историю. Наиболее распространённым образом среди растений является символ розы. Королева цветов часто занимает почётное место на гербах разных знатных фамилий. По законам геральдики, украсить свой герб венком или гирляндой из розы могут себе позволить только члены королевской фамилии. Другим популярным символом растительного происхождения является лилия. Она символизирует чистоту, святость, непорочность.

Фигуры фантастических животных, как правило, заимствовались из фольклора или же мифологии.

Среди такого рода изображений чаще всего встречаются на гербах грифоны, птица-феникс, русалки, знаменитые василиски, конечно, пегас. Не обходились в данном случае и без огнедышащих драконов.

Утверждение, что в геральдике использовались существа исключительно фантастические, было бы неверным. На гербах домов и государств нередко встречались орлы, антилопы, лошади и саламандры, пантеры и олени, волки и львы.

Геральдические цвета — тинктуры

Геральдические цвета разделяются на металлы, меха и финифти (эмали
или тинктуры).
В геральдике используется семь цветов: два металла и пять эмалей.

Эмали

Первоначально было только четыре цвета — красный, синий, черный и
белый, но затем появились дополнительные цвета: зеленый, желтый и
пурпурный.
В итоге остались следующие основные цвета эмалей: красный (Червлёнь), синий (Лазурь), черный (Чернь), зеленый (Зелень)
и фиолетовый
(Пурпур)

Лазурь (все оттенки синего и голубого цветов).
Синий — целомудрие, честность, верность и
безупречность.
RGB-цвета:
R=0, G=0, B=255

Червлёнь (все оттенки красного).
Красный цвет — любовь, мужество, смелость, великодушие.

RGB-цвета:
R=255, G=0, B=0

Зелень (все оттенки зелёного цвета).
Зеленый — надежда, изобилие, свобода и радость.

RGB-цвета:
R=0, G=255, B=0

 
 
 
 
 
 

Пурпур(фиолетовый, холодно-малиновый, сиреневый и цвет запёкшейся крови)

Пурпур означает благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.

RGB-цвета:
R=255, G=0, B=255

Чернь (чёрный или тёмно-серый цвет).
Черный — осторожность, мудрость и постоянство в испытаниях.

RGB-цвета:
R=0, G=0, B=0

Металлы

Металлические тинктуры
Золото и серебро. Их изображают белым и жёлтым цветами.

Золото RGB-цвета:

R=255, G=255, B=0

Серебро RGB-цвета:

R=255, G=255, B=255

Меха

Традиция использовать в геральдике меха
происходит, вероятно, от древнего обычая обивать щиты мехом животных, при этом в геральдике традиционно нашли применение только два — горностаевый и беличий.

Горностаевый мех условно изображается в виде чёрных крестиков (крапинок),
уширенных к низу, на серебряном поле, или более натуралистично: чёрными
хвостиками на серебряном поле с текстурой меха.
Мех, в соответствии со средневековыми нормами, мог использоваться только
королевскими и дворянскими семействами в знак их исключительности и
превосходства (в наши дни горностаевая шуба у привилегированных членов
общества выполняет ту же функцию), однако сейчас это правило немного
демократизировалось.

Беличий мех. Чаще всего использовался натуральный мех голубой (серой) белки. Обычай пришёл в средневековье и в геральдику от древних германцев, чьи боевые щиты покрывались мехами.

Особенность расцветки изделий из белки заключалась в чередовании серо-голубого и белого меха, так как шкурки сшивались, образуя чередование окраса спины и брюшка названого пушного зверька. Также весьма часто дорогой мех заменялся вырезками из дешёвой материи (сукно), в виде шашек, ромбов, фестонов и т. д.

«Правило тинктур»

Не помещать финифть (эмаль) на финифть (эмаль), а металл на металл

Это установление возникло в средневековье, когда от быстрой идентификации рыцарей зависела жизнь. Да и при изготовлении современных гербов с испольованием эмалей необходима металлическая перегородка толщиной до 0,3 мм между эмалями разного цвета.

В описании герба цвет называется строго определённо, независимо от его
оттенка на рисунке. В геральдических правилах ничего не сказано об
оттенках цветов, так как эту область невозможно регламентировать (разные
художники, изображающие герб по стандартному описанию, один и тот же цвет
могут отобразить по-разному). Поэтому художник волен выбирать оттенки
геральдических тинктур на свой вкус. Можно с уверенностью сказать,
что в большинстве гербов цвет выбирается не в соответствии с его
символическим значением, а в соответствии с эстетическими принципами
составления композиции.

Шаблоны векторных изображений элементов фамильного герба

Щит * Деление щита * Шлем * Корона * Нашлемник с бурелетом * Намет * Девизные ленты * Негеральдические фигуры * Расположение негеральдических фигур * Щитодержатели * Почётные геральдические фигуры * Простые геральдические фигуры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector