Стили резьбы по дереву

Без чего не обойтись начинающему резчику

Любой, кому посчастливится оказаться в мастерской настоящего мастера резьбы по дереву, ужаснется – так много тот использует различных инструментов. Просто глаза разбегаются. Мастер легко определит, чем выполнить тот или иной штрих, что лучше всего подойдет для той или иной детали. Выбор правильного инструмента для резьбы во многом определяет качество изделия.

Начинающему резчику вовсе не обязательно закупать полный набор инструментов, для изготовления изделий начального уровня можно обойтись несколькими наиболее универсальными ножами и стамесками. Это даст возможность получить опыт работы, выработать свой стиль, а после обзавестись именно тем инструментом, который действительно будет востребован.

Ножи-косяки

Самые распространенные ножи для резьбы по дереву – ножи-косяки. Ими пользуются как маститые профессионалы, так и начинающие резчики. Ножи этого типа имеют скошенное лезвие, благодаря чему удобны для создания небольших углублений. Их применение оправданно как для плоскорельефной выборки, так и для создания объемных композиций.

Отдельная разновидность косяка – нож-флажок. Он выглядит как треугольник, одним углом воткнутый в рукоять. Данный нож универсален, в работе используются все зоны лезвия.

Ножи-косяки отличаются углом режущей кромки и шириной лезвия. По виду заточки различают однофасковые и двухфасковые. В инструментарии начинающего резчика должно быть несколько таких ножей: как минимум три различной ширины.

Резаки для геометрической резьбы

При изготовлении рельефных панно не обойтись без другого распространенного ножа резчика – ножа-резака. Благодаря более длинному лезвию такой нож идеально подходит для создания орнаментов, имеющих форму геометрических фигур. Им удобно обрабатывать криволинейные фигуры и закругления. Так, ножом-топориком вырезают треугольники и другие фигуры.

Помимо создания плоских рельефов, резаки широко применяют и для объемных изделий. В умелых руках маленький резак может сравниться с кистью художника.

Богородский нож, «Татьянка»

Словосочетание «богородская игрушка» знакомо многим. Это деревянная фигурка ручной работы. Практически весь процесс резьбы от подготовки заготовки до сглаживания мелких неровностей выполняют особым ножом, также называемым богородским. Такой нож непременно должен быть в мастерской резчика.

Широко распространена модификация данного ножа, в народе называемая «Татьянка». При резке мягкой древесины полный цикл работ можно выполнить одним этим инструментом. Он отлично подходит для резьбы «на силу», благодаря удобной рукояти идеально передает усилие на лезвие.

Стамески для резьбы по дереву

Выборки самых различных конфигураций удобно делать с помощью стамесок. Резчики используют различный инструмент, но более всего распространены:

  • прямые стамески;
  • полукруглые или радиусные;
  • клюкарзы, полукруглые стамески с изгибом у режущей кромки;
  • скобчатые, имеющие П-образный профиль;
  • уголковые.

В отличие от ножей, применение стамесок для резьбы по дереву позволяет за один проход сделать канавку требуемой глубины и профиля. При работе с мягкой древесиной стамеску вдавливают рукой, резьба по твердому дереву требует ударной техники. Тут на помощь мастеру придет деревянный молоток, киянка.

Помимо различий в профиле, стамески отличают и по размерам. Существует инструмент с рабочей кромкой от двух миллиметров до нескольких сантиметров.

Кроме этого существует еще один вид инструментов для гравировки и резьбы по дереву – штихель. Им можно выполнять красивые художественные работы.

Другие необходимые инструменты

Одними ножами и стамесками резчику не обойтись. Необходимо обзавестись и другим инструментом, предназначенным для обработки дерева. Список может быть очень обширным, все зависит от квалификации мастера и перечня изделий, которые он планирует изготовить. В любом случае потребуется:

  • ножовка или электрическая пила для вырезания заготовки;
  • топорик для черновой обработки;
  • рубанок и рашпиль для подготовки поверхности доски;
  • набор лекал для переноса изображения на заготовку;
  • дрель, ручная или электрическая;
  • нихромовая проволока для выжигания тонких элементов;
  • шлифовальная шкурка разной зернистости для окончательной отделки изделия.

Также нелишним будет побеспокоиться о безопасности при резьбе острым инструментом. Для крепления небольших изделий необходимы столярные тиски или несколько струбцин. Обезопасить руки от травм поможет защитная перчатка из стальной проволоки, это особенно актуально для начинающих резчиков. Если работа подразумевает множественные движения острым ножом «на себя», стоит приобрести фартук из толстой кожи.

Схемы фигурок

Фигурки животных чаще всего делают новички. Нередко вдохновением для начала работы с деревом становятся симпатичные совы или величавый лев. Довольно часто первым, кого вырезают своими руками, может стать неповоротливый мишка. Этот персонаж является одним из наиболее популярных у мастеров по дереву. Сказочный медведь может стать отличным украшением дома.

Стоит заметить, что фигурки медведя немного легче делать и потому, что они могут быть большие. Это очень удобно, когда поначалу мелкие детали прорабатывать еще сложно. Опытные мастера также рекомендуют тренироваться на вырезании зайцев. Так как для изделия понадобится самый простой алгоритм резьбы и можно научиться технике текстурирования шерсти. Последний прием очень часто нужен при вырезании зверей.

Деревянные фигуры несложно создавать самому, особенно если делать это пошагово. Причем можно сперва сделать скульптуру животного по самой простой схеме. А затем выбрать тот же персонаж, только в более сложном варианте.

У мастеров по дереву также весьма популярны кот, тигр, черепаха, лисица, енот, белка и многие другие. Перед тем как приступать к работе, желательно проследить за поведением выбранного животного, чтобы лучше понять его пластику и выделить некоторые особенности. Для этого можно просмотреть документальные фильмы, которых немало на специализированных каналах.

Среди птиц наибольшую популярность в качестве деревянных фигур получили совы, орлы, утки. Они отлично подойдут в качестве украшения жилья. Их также можно смело сделать частью мебели.

Изображения людей также довольно часто используют для деревянных фигур. Начинающим мастерам лучше всего остановить свой выбор на сказочных персонажах, например, Буратино, Иване-Царевиче и других. В качестве украшения для приусадебного участка отлично подойдут забавные гномы, а для новогодних праздников – фигура Деда Мороза или Снегурочки.

Технология выполнения резьбы бормашиной

Работа гравером по дереву состоит из этапов, на каждом из которых мастер применяет разные насадки.

Набор шарошек

Начинают первую (грубую) обработку древесины. Придают форму, срезают углы с помощью рашпильных насадок: конуса, бочонка, булавы, шара.

На данном этапе самая ходовая насадка — бочонок.

Следующий этап — средняя обработка. С помощью насадок, дисков разных диаметров снимают кромки, вырезают более мелкие детали. При этом применяют другой бор, с более узким хватом. Для новичков достаточно иметь одну бормашину.

Потом работают алмазными насадками (шарошки с алмазным напылением): каплевидной, пикообразной.

Затем изделие полируют. Можно применять в качестве насадки нейлоновый круг с длинным ворсом. Он проникнет во все выпуклости, углубления. Насадка обнажает рисунок, отчего он становится ярче.

Заключительный этап — шлифовка шлифовальным кругом.

После всех этапов работы изделие красят, украшают камнями, металлами

Самодельный режущий инструмент

Для изготовления станка в домашних условиях потребуются определённые детали, рассмотрим их по списку.

  • Станина – может быть собрана из металлических профилей, можно использовать деревянные бруски. Главное — обеспечение жёсткого крепления опорных элементов сборного станка.
  • Передняя бабка используется для крепления вала мотора, а также ведущего центра, является неподвижной. Служит базой для размещения основного узла вращения. Таким образом, двигатель и план-шайба являются ведущим центром и передней бабкой. Через ведущий центр вращательное движение передаётся заготовке, задняя бабка должна свободно менять положение.
  • Ведущий и ведомый центры должны располагаться на одном уровне. Обязательны три условия – центровка, фиксация и вращение. Ведомый центр крепления изготавливается с конусовидным наконечником и должен легко перемещаться по раме, учитывая размеры заготовки.
  • Электропривод должен быть с регулятором скорость оси вращения. Ведущий центр, необходимый для крепления материала для обработки, содержит болванку. Есть 3 способа для ведущего центра — план-шайба, патрон и трезубец.
  • Упор для резца-подручника, который должен быть изготовлен из толстостенного железа и очень хорошо фиксироваться, то есть, после установки нужного положения, должен также обеспечивать жёсткую фиксацию всех опорных элементов.

Можно изготовить мини-станок по дереву. Самый простой состоит из трёх деталей: двигателя, задней бабки и подручника. Двигатель подойдёт от старой стиральной машины, мощность двигателя 180 Вт (W) и 1500 оборотов в минуту будет достаточной для бытовых нужд. Ведущий центр станка можно изготовить из части металлической водопроводной трубы, нужно только подобрать диаметр, подходящий к валу двигателя. Подручник крепится к столу крепёжным винтом снизу, для устранения выступающих частей.

Нужно проверить лёгкость перемещения во всех плоскостях, подручник должен быть подвижен и закреплён на необходимом уровне и положении. Для этого используются сменные направляющие различной ширины

Итак, крепите слева двигатель, справа — заднюю балку, посередине — подручник, закрепляете деталь для обработки, и у вас уже целая мастерская, сделанная своими руками! В работе на станках по дереву важно соблюдать меры безопасности – пользоваться наушниками, защитными очками, включать вентиляцию и пылесборник. Из одежды обязателен защитный жилет, перчатки и фартук

Работа фрезерного станка с ЧПУ по обработке древесины показана в следующем видео.

Подготовка к работе

Приступить к созданию узора на деревянной основе можно только после проведения подготовительных мероприятий. Состоит подготовка из нескольких этапов:

  1. Предварительная подготовка деревянной основы.
  2. Подготовка поля под будущий эскиз.
  3. Создание эскиза на «полотне».

Далее производится непосредственный процесс резьбы.

Подготовка заготовки из дерева

Нужно отпилить от куска древесины досточку нужных размеров. Для первого раза достаточно взять небольшое полотно с толщиной в 2 см.

Поверхность нужно отшлифовать наждачной бумагой. Сильно затирать не стоит – достаточно убрать мелкие сколы и занозы. Удаление таких дефектов позволит легко скользить инструменту по поверхности. Дополнительно на руках не останутся занозы.

Подготовка поля

Ровную гладкую поверхность нужно расчертить. С помощью линейки и карандаша поделить всю площадь на клеточки со стороной в 5 см. Параметры клеток зависят от величины узора и его «подробности».

Расчертить заготовку по всему периметру. Каждая ячейка станет основой для формирования элемента будущего орнамента.

Создание эскиза узора

Проходя между ячейками, формируется узор, который в дальнейшем будет вырезаться ножом. Можно использовать такой, как представлен выше, или более сложный – все зависит от уровня мастерства мастера.

В более сложных версиях орнамента используются плавные изогнутые линии.

Основные узоры

Существует несколько основных видов геометрических узоров, которые используются при резьбе по дереву. К ним относятся сколышки, ромбики, витейки, пирамидки, звездочки, квадратики и розетки. Изучив особенности создания каждого из этих орнаментов, мастер может самостоятельно их соединять между собой, делая оригинальные и уникальные в своем роде работы.

Сколышки

Первоначально нужно надавить на резак таким образом, чтобы он углубился в древесину на несколько миллиметров. После этого следует опустить лезвие под углом таким образом, чтобы оно пересекло линию бокового ножа в соответствии со сделанной ранее разметкой. Аналогичным образом нужно осуществить накол и с другой стороны.

Подрезка происходит следующим образом:

  1. Режущая часть ножа должна быть приложена к левой стороне треугольника. Своим скосом она должна быть соединена с вершиной фигуры.
  2. Ручку ножа нужно отвести назад. При этом необходимо соблюдать параллель между правой стороной орнамента и лезвием.
  3. В конце следует надавить на нож, возвращая кисть в ее первоначальное положение. В конце носик ножа должен оказаться на вершине. В свою очередь режущая часть получится на правой стороне треугольника.

Так как подрезанный треугольник в итоге самостоятельно должен отколоться, полученный в результате этих действий узор называют сколышком.

Ромбик

Справка. Технология создания ромбов на заготовка такая же, как и сколышек. Сначала нужно вырезать верхний ряд, потом – повернуть доску и приступить к нижней части фигуры.

Витейка

Еще одной разновидностью сколышек является витейка. Она получается вследствие смещения двух треугольников в стороны друг от друга.

Таким образом, сделав множество витеек, можно в итоге получить извилистую дорожку на своей заготовке. Для этого первоначально нужно вырезать нижние треугольники, отколоть их, повернуть доску и приступить к созданию верхнего ряда. После этого посередине останется так называемая змейка.

Пирамида

В центре между тремя треугольниками находится точка соприкосновения углов. Именно поэтому, осуществляя резку, нужно следить, чтобы режущая поверхность ножа всегда находился одним своим концом сугубо посередине. Подрезка должна осуществляться по направлению слоя древесины.

Звездочка

Для вырезания звездочки нужно сделать четыре последовательных друг за другом треугольники на заготовке таким же образом, как было описано выше.

Квадраты

В отличии от всех предыдущих орнаментов, создание квадратов требует использования другой методики, которая называется соломка. Узор может быть как каемкой всей работы, так и частью более значительного элемента рисунка.

Создание квадрата происходит следующим образом:

  1. Отступив от разметки 1 миллиметр, нужно под углом 45 градусов углубить нож в заготовку на 2 или 3 миллиметра. Таким образом нужно сделать надрез вдоль линии.
  2. С левой стороны полосы необходимо выполнить такие же действия в зеркальном отражении.
  3. В начале и конце линии нужно сделать прокол, держа нож вертикально к заготовке.

В конце от древесины должен отпасть кусочек в виде соломки. Если аналогичным образом обработать все линии квадрата, можно получить интересный узор.

Розетка

Розетка представляет собой самый сложный орнамент при осуществлении геометрической резьбы по дереву. Для ее создания понадобится циркуль. С его помощью нужно начертить круг большого диаметра. После этого нужно сделать другой – на 5 миллиметров меньше предыдущего. Дальше следует поделить круги на 16 ровных частей.

Как только вышеперечисленные действия будут сделаны, нужно отметить точки посередине каждого отрезка на малом круге. С этих мест следует провести по линии к ближайшим по каждую сторону точкам большого круга.

В конце, имея разметку, остается вырезать и отколоть треугольники в соответствии с техникой, описанной выше.

С чего начать?

Прежде чем приступить к работе, необходимо хорошенько подготовиться, чтобы в процессе максимально избежать возможных сложностей:

прежде всего нужно тщательно проверить перечень нужных инструментов, собрать все необходимое и подобрать подходящий для работы материал;
далее рекомендуется ознакомиться с технологией выполнения работ и рассмотреть подробные примеры и эскизы построения тех или иных фигур;
после того как вы теоретически наметите предстоящие действия, рекомендуется нанести разметку на подходящую заготовку;
также (прежде чем начать резать) следует изучить технику безопасности и меры предосторожности.

Поскольку данное занятие является довольно опасным, меры предосторожности являются обязательным элементом в процессе обучения. Рассмотрим их подробнее:

  • необходимо максимально снизить нагрузку на область плечевого пояса, поэтому движения должны совершаться исключительно кистью руки;
  • чтобы кисть руки могла двигаться спокойно, необходимо дать рабочей руке опору, для этого рекомендуется плотно прижать ее к рабочей поверхности;
  • чтобы случайно не поранить пальцы свободной кисти, необходимо убрать руку с заготовки и лишь слегка придерживать ее в области, отдаленной от режущего предмета.

При соблюдении данных рекомендаций вы сможете насладиться процессом, избежав мелких травм.

Пошаговая технология

До того как рисунок будет нанесён, необходимо определиться с выбором исходного материала, ведь от вида древесины зависит половина успеха.

  • Липа. Древесина липы – бесспорный чемпион среди пород, используемых в резьбе. Пластичная, лёгкая и доступная, она прекрасно подойдёт новичку и мастеру. Неэффективная окрашиваемость – единственный минус липы.
  • Ольха. Ольха (чёрная и красная) – плотный материал. Несмотря на то что ольховую древесину достать достаточно сложно, она прекрасно режется и практически не искривляется после высыхания.
  • Груша. Плотную и однородную грушевую древесину можно поставить в один ряд с липой и ольхой.
  • Берёза. Упругая и плотная берёза подходит для резчиков среднего уровня, успевших поработать с липой. Данная древесина используется при создании небольших изделий, так как при высыхании может деформироваться.
  • Дуб. Массивный и сложный в обработке дуб служит материалом для настоящих профессионалов. Наточенные инструменты и твёрдая рука мастера смогут превратить неподатливую древесину в завораживающий рельеф.

После того как резчик определился с материалом, его необходимо качественно просушить. Заготовка дерева начинается в ноябре и заканчивается в феврале, когда количество соков в древесине минимально. Покупая древесину для резных работ, обязательно уточните, была ли она просушена. Если же вы хотите подготовить заготовки самостоятельно, ознакомьтесь с алгоритмом сушки:

  1. очистите дерево от коры и ветвей;
  2. разделите его на части;
  3. вываривайте заготовки в специальных ёмкостях с добавлением соли на протяжении 4 часов;
  4. поместите будущие основы в подвал на несколько дней;
  5. Перенесите древесину в проветриваемое помещение.

После того как резчик определился с эскизом для изделия, его необходимо перенести на заготовку. Для переноса изображения используются следующие методы и предметы.

Копировальная бумага. Линии копирки можно свободно стереть, что позволяет изменять рисунок прямо по ходу работы.

Трафарет. Вырежьте эскиз из бумаги или картона, приложите его к заготовке и обведите. Также с помощью трафарета можно наметить контур, обозначив проколами углы и изгибы. Проколы соединяются между собой простым карандашом.

Фрезер. Если вы не боитесь рисковать, прикрепите к дереву шаблон и вырежьте его инструментом.
Эскиз смещается в процессе переноса? Не беда! Подложите под кусок дерева резиновый коврик или подложку, и рисунок получится точным и аккуратным

Именно на этом этапе следует продумать расположение деталей и основных объектов, уделить особое внимание композиции.

Следующая стадия работы – вырезание основного контура. Деликатное удаление фона – изюминка рельефной резьбы. Формирование этого умения и есть основная задача новичка.

Предпоследний этап – контурная проработка с использованием угловым стамесок.

После того как изделие готово, его необходимо покрыть одним из следующих составов.

  • Морилка. Морение используется для придания древесине благородного оттенка, а также для усиления контрастов в работе: затемнённые участки «отступают» на задний план, образуя объёмное изображение. Но такое средство покрытия подходит лишь для крупных рельефов; мелкорельефная резьба под воздействием морилки может разбухнуть, что, несомненно, неисправимо испортит вид изделия.
  • Воск. Восковое покрытие – подходящий вариант для резьбы, выполненной на тёмных породах древесины. Воск придаёт готовому изделию блеск и делает его гладким. Результативность воскового покрытия часто зависит от того, как вы его распылите. Иногда с располировкой возникают трудности при отделке объёмных рельефов и работ с обильными и мелкими деталями.
  • Масло. Используя в качестве декоративного покрытия масла, стоит учитывать некоторые нюансы, которые могут привести к разбуханию или образованию пятен. Для рельефной резьбы масло рекомендуется наносить не больше чем в два слоя.

Виды резьбы

Контурная

Самый простой для работы своими руками способ.

Контурная резьба – это орнаментная резьба, которая была широко представлена в народном творчестве еще с 15 века. В России она была распространена в северных областях и Поволжье.

Станок для вырезания букв из дерева занимается контурной работой.

Техника напоминает гравировку, когда на изделие наносится рисунок, а затем по его линиям выполняется резка. Сами линии прорезаются изогнутой стамеской или ножом, таким образом, получаются полукруглые или треугольные канавки.

Техника напоминает гравировку.

Рисунки обычно простые, это могут быть узоры и орнаменты, изображения животных и людей. Сами изображения схематичны и гротескны, детализация, как правило, невысокая. Это могут быть вырезанные надписи из дерева, украшения на разделочных досках, узоры на элементах деревянной отделки.

Вырезание слов из дерева – пример контурной резьбы.

Прорезная и накладная

Пример прорезного рисунка.

Прорезная резьба по-другому называется пропильной или ажурной. Она отличается тем, что фон полностью удаляется путем выпиливания из доски лобзиком или выкружной пилой.

Здесь понятия «рисунок» и «фон» условны, так как элементы узоров и картин могут создаваться отверстиями, а оставшиеся части доски будут выполнять функции фона. Однако в профессиональной терминологии фоном называют удаляемую часть.

Прорезные и накладные элементы в отделке деревянного дома.

На доску сначала наносят рисунок в виде контурных линий, по которым затем выпиливают фон с помощью лобзика, пилы-курковки, выкружной пилы, напильника, рашпиля или вырезают его резаками. На лицевой части часто снимают фаски с углов или делают насечки, наносят контуры, создают объемные элементы.

Инструкция позволяет украшать лицевую часть дополнительными элементами.

Рельефная

Пример якутской рельефной резки.

Данный вид подразделяется на плоскорельефный и просто рельефный. Плоскорельефный отличается тем, что поверхность рисунка плоская и находится на одной высоте над фоном.

Фон может быть подобранным или подушечным. Самый простой вид – это резьба с заоваленным контуром. Она напоминает контурную резьбу, только глубина канавок намного глубже и грани рисунка скруглены.

Пример резьбы с заоваленным контуром.

Подушечный фон – это следующий шаг в сторону усложнения. В отличие от заоваленного контура, линии фона также заовалены, а сам фон опущен ниже уровня рисунка, но выше канавок. Наклон со стороны фона более пологий, при этом все грани фона заовалены и напоминают подушки.

Простой пример подушечного фона.

Подобранный фон – это когда весь фон опущен на уровень дна канавок, а края рисунка резко заовалены. При этом поверхность рисунка остается лежать в одной плоскости, хотя скругленные края могут создать впечатление объема.

Рельеф с выбранным фоном.

Натурально рельефная резьба бывает барельефной и горельефной и относится к разновидностям профессионального искусства. Элементы рисунков или узоров выступают над фоном на половину своей толщины или более, высота в каждой точке рисунка разная, в отличие от плоскорельефного, где рисунок лежит в одной плоскости.

Так выглядит настоящая рельефная картинка.

Объемная

Инструмент для вырезания по дереву объемных фигур необходим очень разнообразный.

Наконец, высший пилотаж вырезания по дереву – это объемная резьба. Суть явления понятна из названия – изготовление объемных деревянных фигур или скульптур.

Если рисунок на рельефных работах можно рассматривать только с одной стороны, хоть и под разными углами, то скульптуру можно рассмотреть с любой стороны под любым углом, поэтому художник должен выполнить ее максимально четко, ровно, с сохранением перспективы и пропорций. Малейшее несоблюдение этих принципов будет сразу заметно.

Изделия должны иметь безупречные линии и формы.

С помощью объемной резки выполняют настоящие произведения искусства – статуи, композиции, поделки, фигурные изделия и предметы. Резчик должен обладать всеми возможными навыками работы с деревом, а также быть настоящим художником, скульптором.

Это действительно сложный вид резки, который требует не только владения техникой резьбы, но и развитым художественным вкусом, чувством формы, талантом.

Настоящего скульптора отличает невероятное чувство формы.

Ирга для подмосковья лучшие сорта

Мягкие лиственные породы

Липа – один из самых лучших материалов для резьбы. Древесина липы легкая, мягкая, легко режется острым ножом (тупой нож мнет некоторые рыхлые места в древесине), мало подвержена растрескиванию и короблению, не усыхает, отличается чистотой и однородностью. Древесина липы имеет белый цвет, при распаривании становится очень мягкой, но после высыхания приобретает высокую прочность. Из распаренной древесины легко вырезают всевозможную посуду. Наиболее ценное свойство липы – вязкость, благодаря чему из нее изготавливают вспомогательные приспособления (чертежные доски, доски для резки кожи и бересты и т. д.), на которых при работе не остается вмятин.

Липа хороша для геометрической, домовой резьбы и изготовления сувениров. Для скульптуры и изготовления мебели липу лучше не использовать.

Тополь. Все виды тополя – белый (серебристый), черный (осокорь), пирамидальный (итальянский) и канадский – относятся к заболонным породам. Древесина мягкая, легкая, однородная, почти не трескается при сушке. Текстура имеет ярко выраженный рисунок. Тополь легко поддается резке, обработке и отделке.

Для домовой резьбы и в мебельном производстве чаще всего используется осокорь, так как он имеет красивую текстуру.

Осина – заболонная порода. Древесина мягкая, трудно поддается червоточине и гниению в воде, имеет однородную текстуру, обладает белизной и чистотой. Наиболее ценные свойства осины – свето-, морозо-, влаго– и кислотоустойчивость.

Осина широко используется для любой резьбы, так как не скалывается и не сминается при резке, а однородность древесины позволяет резать ее в любом направлении.

Ольха – заболонная порода. Древесина легкая, мягкая, вязкая, однородная, хорошо режется, при резьбе не раскалывается и не коробится, а при сушке не трескается. Ольха хорошо протравливается и полируется, довольно стойка к воде. Свежесрезанная белая ольха быстро желтеет, иногда становится оранжевой, затем этот оттенок тускнеет и древесина становится серой. При обработке ольхи маслом или лаком древесина снова приобретает первоначальный желтый оттенок, хотя и не такой яркий.

Ольха особенно хороша для изготовления миниатюрных поделок.

Ива (плакучая, белая, чернотал, краснотал, ветла, верба) – ядровая порода. Ее древесина похожа на липу – легкая, мягкая, вязкая, пластичная. Заболонь ивы имеет белый цвет, а ядро – красно-бурый.

Используется для изготовления мебели и в домовой резьбе.

Каштан – ядровая порода. Древесина легкая, мягкая, хорошо режется и отделывается. Каштан отличается сероватым или приглушенным красноватым цветом. Ядро каштана по цвету и строению напоминает дубовую древесину.

В основном каштан используют для изготовления мебели.

Основы ремесла

Если посмотреть на некоторые фото работ, то отчетливо видно, что авторы пользовались сразу несколькими методами обработки древесины — при выполнении разных элементов декора или экстерьера зданий, нечасто встречаются плоскорельефные узоры с необработанными краями, а значит применяется не одна и не две технологии.

Для начала знакомства с азами ремесла, вспомним, как каждый из нас держал в руках лобзик и выпиливал фигурки из дощечки или фанеры. Это и называют простейшей прорезной резьбой. Для более сложных работ потребуется больше инструментов, чем лобзик и дюжина запасных пилочек, но принцип остается тот же.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector